Регистрация
Восстановить пароль

Почему нужно отказаться от оценок в школе

Почему нужно отказаться от оценок в школе

Сразу скажу: дело вовсе не в том, что я категорически против оценок, я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным инструментом. Штука в том, что весь мой опыт, да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: оценка не просто вредна — она развращает личность, убивает любопытство, приводит к конфликтам и комплексам.

Начнем с простейших примеров. Скажем, за обедом человек хочет поскорее выпить компот. При этом он знает, что положительную оценку («ты хороший мальчик») он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса — реакция на положительную оценку — он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка). Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? — Его неумение определить, чего он на самом деле хочет... Что взрослые лучше знают, как жить... Организм, черт возьми, подсказывает, что он хочет компот, а мир диктует, что нужно есть суп! Как тут быть? Однако эта дилемма не вечна. Оценка — наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации.

Слишком примитивно? Этот же механизм работает точно так же и в более сложных случаях.
Давайте про школу. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего странного не замечаете? Из пяти возможных вариантов три — отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется); остается хилая дифференциация между 4 и 5... Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается.

Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, потом он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы хотя бы логичным, а все ту же двойку. Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью — поддерживающей, обучающей?..

Государственная контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке — гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Наш ученик отвечает: «Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме — человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме — человек». Ответ, на мой взгляд, на грани гениальности. Прикажете поставить «пару», в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь типа «ты молодец, но мир этого не оценит?» Нет тут подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?

Могу предложить вам жестокую и опасную проверку: введите на недельку строгую оценочную систему в собственные женско-мужские отношения и увидите, с какой скоростью рухнет все. «Дорогой, сегодня за наш смех ставлю тебе 4 с минусом...» — «Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер». Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми — смешно.

Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.
Был у меня когда-то такой случай. Меня пригласили в одну из школ провести с учениками 9-10-11 классов «День чтения» (есть, как оказалось, и такой день...). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой они в малых группах читали, свободно ходили по залу, обменивались мнениями, задавали друг другу вопросы, спорили. Практически не было не вовлеченных в процесс. И тут ко мне подошли две учительницы этих детей. «Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?» Я, конечно, оторопел: «Зачем?» — «Просто мы действительно никогда прежде не слышали голоса некоторых из них, а сейчас они так активны! Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку...»
Ну и как вам? Все еще не достаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку». Легко, конечно, свалить все на учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок. Я уверен, что это не так. Просто сами учителя оказываются заложниками оценочной системы и теряют постепенно собственную ориентацию, собственную способность к творчеству.

Человек учится, это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо для того, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала «подсадим» на оценку в качестве главного мотора, а потом носимся в поисках утраченной самости ребенка. «Он ничем не интересуется...»

Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.

Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной как для себя, так и для другого.
Вот и даем мы на простой вопрос «зачем учиться?» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!
Комментировать Natashka
Новости по теме
№1 Cannachopper 26 мая 2016 16:18
Статус:
Герой
Новостей: 0
Коментов: 1408
ih p0902 cl 47 38 v10 35 33 t1223 /...............
--------------------
Никакие средства аппаратной связи не заменят по эффективности личной беседы (я).
№2 ОПЕР 26 мая 2016 17:17
Статус:
Админ, а кто это?
Новостей: 1
Коментов: 3335
Дорогой, сегодня за наш смех ставлю тебе 4 с минусом.
Сидеть мне при таком раскладе в двоечниках,да и пох.
--------------------
"Весна,лейтенант!"

"Ну что,старшой,окропим снежок красненьким?"

"Я думаю более политически корректным было бы вырезать сначала женщин и нацменьшинства."

"Чёрт! Я никого не трогал, починял примусы, наслаждался правами из Второй поправки… А вы, твари, всё же смогли вывести меня из себя!"

«Если вы поставите меня в такую же ситуацию, то да, чёрт побери, я сделаю это снова».(Пол Тиббетс)
№3 Вадюха 27 мая 2016 09:02
Статус:
Оратор
Новостей: 1
Коментов: 738
Система оценивания знаний носит (извините за тавтологию) стимулирующую оценку. И если ученик будет заниматься тем, что ему только интересно то в школе кроме физкультуры и рисования (и то под вопросом) ничего не останется.
--------------------
Работа не волк, а кролик - в лес не убежит, а затрахает...
№4 гаупти 27 мая 2016 10:22
Статус:
пьяный демон
Новостей: 1
Коментов: 8277
предкам нашим оценки ставили. Они в космос полетели. Потомкам ставить не будут. Да и зачем, это поколение потребителей скоро без айфона в туалет по большому сходить не сможет, чё уж там о космосе...
--------------------
не морочьте мне голову, я опытный камикадзе!
№5 Молли 28 мая 2016 12:14
Статус:
Λ Μ Λ + Σ U R
Новостей: 1
Коментов: 1799
Очередная кухонная философия?Оченна многа букаф.
--------------------
Я тучи разгоню руками И в прошлое закрою дверь И спрячусь за семью замками Ты не ищи меня теперь Ты не ищи меня теперь.
****************************************
Почему бомжи спят в коробках?Они хотят быть похожими на котиков(с)

Человек, который не любит ни животных, ни детей, ни беременных женщин, является чудовищем, которое следует колесовать.(с)

I know you, chiko. Know how you think and know still here some place. (с) Innocentz
№6 FireWall 28 мая 2016 13:50
Статус:
Друг админа
Новостей: 41
Коментов: 2054
Трудная тема. С одной стороны- как бы автор прав, но с другой- КАК иначе фиксировать степень усвоения пройденного материала учеником? Ведь это нужно для дальнейшей работы с ним.
--------------------
Чем лучше я узнаю людей, тем больше мне нравится автомат Калашникова...

Поверьте мне!
Любой политик гораздо лучше смотрится не по телевизору, а в оптический прицел!

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

(с)Омар Хайям
Информация

Комментарии у нас могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Регистрация займет у тебя не больше 1 мин, зато ты получишь доступ к множеству возможностей:

  • Оставлять комментарии
  • Публиковать свои посты
  • Собирать монетки и тратить их
  • Голосовать за чужие посты
  • Дарить и получать подарки
  • Создать свой фотоальбом и просматривать чужие
  • Так же на сайте есть Банк, Суд и Магазин, где и пригодятся тебе собранные на сайте монетки.
    Зарегистрироваться прямо сейчас!

Вверх